100 лет столице России

ТАСС. Москва после двухвекового перерыва вернула себе статус столицы 100 лет назад. 11 марта 1918 года три эшелона с высокопоставленными руководителями Советской России прибыли из Петрограда в Москву.

Совет народных комиссаров (СНК) буквально за несколько дней официально оформил переезд правительства и утвердил перенос столицы из Города на Неве решением IV Чрезвычайного съезда советов от 16 марта 1918 года, хотя поначалу считалось, что пребывание высших органов советской власти в Москве будет временным. Причем лично председатель СНК Владимир Ленин из трех предложенных вариантов выбрал для нового места работы Совнаркома и ВЦИК - Московский Кремль.

Операция "Эвакуация"

"В начале марта 1918 года германские войска все ближе подходили к Петрограду, поэтому очень остро встал вопрос об эвакуации советского правительства", - рассказал в беседе с ТАСС официальный представитель Федеральной службы охраны (ФСО), доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории России ХХ-ХХI веков исторического факультета МГУ Сергей Девятов. По его оценке, это была "тщательно продуманная и организованная эвакуация, причем хорошо законспирированная". "Никаких ЧП, никаких происшествий во время переезда зафиксировано не было. Безопасность обеспечена", - констатировал представитель ФСО.

По его словам, первым письменным распоряжением о подготовке переезда СНК был рапорт главы штаба Верховного главнокомандующего Михаила Бонч-Бруевича с описанием всех опасностей сложившейся ситуации, на котором Ленин оставил соответствующую резолюцию. Собралось специальное совещание, на котором и был разработан план эвакуации, включавший вывоз людей, учреждений, ценностей. Оргвопросами руководил младший брат Михаила Бонч-Бруевича Владимир - управляющий делами СНК. "Ленин лично контролировал процесс отправки трех главных эшелонов, что говорит о значимости происходившего", - отметил Девятов.

На обычную платформу Николаевского (ныне Московского) вокзала были поданы три спецсостава, которые должны были отправиться друг за другом, с остановками только для загрузки угля и воды. Первым - поезд с членами ВЦИК, затем - Совнарком, замыкающим - Комиссариат путей сообщения. Впрочем, были и другие поезда, пассажиры которых занимали менее скромные должности. Однако их точное количество неизвестно, так как для конспирации отправка некоторых эшелонов даже не фиксировалась документально. Всего переехали несколько тысяч человек.


promo pro_derek april 30, 18:00 6
Buy for 20 tokens
В городе продолжается коммунальная сага о том, кто круче на рынке услуг ЖКХ. Вот очередные события. В самом крупном паблике "Тольятти — автомобильная столица" аноним разместил инфо о якобы смене УК на неизвестном доме. Решили перейти из Департамента ЖКХ в ООО "МЕТРОН". В…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.