Федор Быстров (pro_derek) wrote,
Федор Быстров
pro_derek

Валентин Урюпин. «Открывая» Шумана



Признаться мне нравится, когда тексты от души. А когда про музыку "человеческим" языком пишет музыкант - это вдвойне приятно. О Валентине Урюпине сегодня рассказывает "красавица, спортсменка, комсомольчанка" и скрипачка симфонического оркестра Мария Ивановская (Ryabchik. Надеюсь я правильно написал фамилию автора)


С точки зрения психологии, повторяемость действий доставляет человеку удовольствие (это суть привычек). Поэтому нам так нравится пересматривать любимые фильмы, перечитывать книги, сюжет которых без труда можешь пересказать в подробностях, и гонять playlist в плеере: в мозгу протаптываются дорожки, следуя по которым, активируются участки, ответственные за микрорадость, нами даже не диагностируемую, но влияющую на самочувствие и настроение. Да и в прямом смысле, в магазин и на работу мы чаще всего ходим одними и теми же тропами. Именно поэтому психологи рекомендуют намеренно избегать повторов, ежеминутно возникающих в процессе жизнедеятельности: отдавать предпочтение малохоженым тропинкам, смотреть, читать и слушать новое, пробовать непривычные блюда и т.д. Иначе умственная лень незаметно станет властителем мозга, а это чревато постепенной утратой способности к быстрой адаптации в новых условиях, сложностями в обучении чему-то новому и другим неприятным последствиям.
К музыке это имеет самое прямое отношение: у меня есть предположение, что если постоянно играть одну «попсу», как мы называем популярные классические произведения, в скором времени публика, привыкшая к условно простым (т.е., хорошо знакомым) сочинениям не захочет напрягаться, чтобы воспринять что-то новое (не обязательно современное). Моя гипотеза подтверждается тем, что даже Шостакович многим до сих пор непонятен/неприятен.
Ни для кого не секрет, что, в силу различных обстоятельств, одни произведения исполняются чаще других. Кто-то объяснит эту «несправедливость» художественной ценностью, которую несёт в себе то или иное творение композитора, и, соответственно, популярностью/непопулярностью его у слушателей. Кто-то будет более радикален и скажет о т.н. «первом» ряде композиторов и втором, третьем, уровень таланта которых пропорционален близости к «композиторскому Олимпу». Не буду спорить, возможно, всё так и есть, однако, достоверно известно, что многие безусловные шедевры мировой классической музыки в своё время были не поняты (первыми приходят на ум «Кармен» Бизе и прокофьевский «Ромео и Джульетта»).
Но не во всех случаях время всё расставляет по своим местам: остаётся немало недооценённых произведений, редко исполняемых именно по причине их «незнакомости». Именно к таким относится симфония № 4, исполненная вчера симфоническим оркестром Тольяттинской филармонии под управлением долгожданного Валентина Урюпина. Уверена, большая часть зала (если вообще не все) слушала эту симфонию впервые. Не могу сказать, что при её первом прочтении музыка оказала на меня какое-то ощутимое воздействие, произвела неизгладимое впечатление. Гармоничная, разнообразная по характерам и настроениям, приятная. В целом, лично мне этих характеристик вполне достаточно, чтобы произведение понравилось. Но, когда же текст, наконец, был выучен и стала просматриваться Музыка, я, наконец, оценила её красоту! И начала влюбляться. Поэтому на концерте играла с особым удовольствием!
В процессе работы Валентин открыл нам секрет успеха интерпретации Шумана: важно внимание к мелочам (маленькие «вилочки», неожиданные sforzandi, subito piano (внезапно тихо), минимальное вибрато, мягкость звукоизвлечения даже на акцентах и проч.). Именно выполнение всех подобных указаний и обеспечивает рождение той интересной и увлекающей музыки, которая должна возникать при исполнении шумановских симфоний. От музыкантов, помимо эмоциональной отдачи, требуется «умная» игра, т.е. необходимо постоянно помнить обо всех авторских задумках и просьбах дирижёра. А так как симфония не пьеса – объём несопоставим – в голове приходится держать колоссальное количество информации, но на помощь приходит гениальное изобретение человечества – карандаш! Он значительно облегчает процесс вытягивания воспоминаний из подкорки: одна пометка в нотах – секундное дело – и можно не беспокоиться, что что-то упустишь, забудешь сделать. Лично я всегда пользуюсь им, глупо игнорировать технический прогресс и полагаться только на свою память)))) проверено: хоть раз да подведёт! – то забудешь, в каком характере играть, то, чего доброго, сыграешь в генеральную паузу! Однако, вы не поверите, но не все оркестранты упрощают себе жизнь таким образом: немало таких, которые то ли уверены в гениальности своей памяти, то ли ленятся сделать это минимальное телодвижение, то ли считают себя выше «этих примитивных существ, что ставят пометки в нотном тексте»)))
В силу того, что музыка никогда не была моей страстью, училась я посредственно и особо не стремилась к узнаванию новой музыки и расширению кругозора (к сожалению, и сейчас моё самообразование хаотично и нестройно). Познакомившись в 15 лет на уроках муз.литературы с композитором Шуманом, я сразу же определила его для себя как неинтересного, ничем не примечательного, одним словом, не стоящего внимания, и всю жизнь он ассоциировался у меня со скукой. В общем-то, мало что изменилось даже после относительно недавнего прослушивания циклов романсов на камерном концерте филармонии, посвящённого творчеству Шумана. Скукотищща. Да простят меня любители этого жанра! Так вот, симфоническая музыка Шумана (и, в частности, Четвёртая симфония) – это совершенно другое дело!!! Никакой скуки! – все части идут attacca: I часть и Финал активные, динамичные, насыщенные, II – задумчиво-печальная с солнечно-счастливой серединкой, III – построенная на контрасте напряжённых, энергичных крайних частей и певучего, ласкового трио. Такое разнообразие характеров и, соответственно, музыкального материала, обеспечивает интерес как со стороны исполнителей, так и слушателей. За то, что симфония действительно мне понравилась, говорит тот факт, что наутро после концерта мне захотелось её послушать! небывалое дело! И так не знаешь, куда деться от играющих в голове мелодий, а тут ещё вздумалось включить запись, да ещё дважды!!
Как же интересно и приятно было работать над музыкой под руководством Валентина! С самого августа не припомню такого радостного желания бежать на работу!!!))) Симфония непростая, но с ним всё было легко и понятно! А как приятно было наблюдать постепенное улучшение качества интерпретируемого материала! С каждым замечанием маэстро, с каждым повтором становилось всё лучше и лучше, а когда внезапно чуть откатились назад, совершенно правильно было «накрутить хвост» виновным в потерях. Как же Валентин добивался необходимого качества звучания? Очень просто: оркестранты сканируют дирижёра, его личность, его уверенность в себе, и, конечно, тщательной проработкой материала – буквально каждого такта, не пробегая мимо неполучившегося кусочка (делая вид, что всё нормально, и так сойдёт), а повторяя столько раз, сколько нужно, по ходу давая указания, что исправить. Говорит Валентин всё по существу, максимально кратко и образно: точно описывая, ЧТО хочет услышать в конкретном эпизоде и, что немаловажно, КАК этого добиться (струнники, наконец, обрели полётность в звуке, а про духовиков я обнаружила, что они умеют строить!) Иногда Валентин уходит в зал послушать баланс (и посмотреть, как оркестр сыграет без него ;-) ) И доверяет музыкантам. Вот так, просто доверяет. Психология в действии))) Вообще, у меня возникло ощущение, будто артисты оркестра за долгие годы разленились разучились пользоваться ушами – самым полезным инструментом музыканта, а Валентин «вытащил» это умение из них за несколько дней! Теперь главное, чтобы оно никуда не ушло…… Хочу отметить, что очень полезным для общего дела было нахождение в зале на репетициях Владислава Ивановского: профессиональный взгляд со стороны никогда не бывает лишним!
Вчерашнее выступление оркестра показалось мне очень удачным: на две головы выше нашей среднеарифметической макушки. Качество исполнения разительно отличалось от привычного! По свидетельствам очевидцев, оркестр звучал замечательно! «Потрясающе!», «очень здорово!» – в один голос убеждали меня друзья – «море звука», «играли вместе, не распадаясь», «вдохновенно». Одним словом, впечатлены. Не зря по окончании произведения зал взорвался аплодисментами! Не припомню таких оваций нашему оркестру (не солисту с оркестром, а именно «солисту-оркестру»).
На мой взгляд, не хватило некоторой шлифовки, но времени на неё у нас не было: 3 репетиции плюс прогон и небольшая корректировка прямо перед концертом – вот и всё время, потраченное на доведение произведения до концертного состояния. Да, спасибо, была ещё пара-тройка репетиций по разбору текста с Алексеем Павловичем. (А Валентин за эти несколько дней умудрился успеть слетать в Сочи отыграть концерт с Башметом!)
Доигрывая последние такты симфонии после удачно сыгранной коды, я с трудом сдерживала эмоции: на отзвуках последней ноты хотелось подпрыгнуть от восторга, взлететь вместе со смычком, и плакать в экстазе от радости в сладостном мучении от невозможности кинуться к дирижёру и прижать его в порыве благодарности и восхищения! Подобные чувства я испытывала только играя в МСО (МСО-шники поймут).
Так как на «бис» мы ничего не готовили из-за отсутствия времени, а качество аплодисментов определённо требовало удовлетворения возбуждённых сердец, ничего не оставалось, как сыграть заключительную часть Финала. А я бы удовольствием повторила вообще весь Финал!! И вот последняя страница снова пролетает мигом: смена темпа, смена ритма, играем «на раз», генеральная пауза, кода, не разошлись, ффууух (!), последние аккорды… Зал аплодируя встаёт, дирижёр жестами представляет солирующие инструменты, приглашая встать их владельцев, поднимает весь сияющий оркестр, а я начинаю грустить, потому что всё закончилось. И понимаю: вот такие моменты остаются в памяти навсегда. К нам приезжало немало дирижёров, но я не припомню, чтобы оркестр играл так вдохновенно, звучал так стройно, так цельно, как единый организм!
Хочется надеяться, Валентин остался доволен результатом. После концерта он сказал, что наш симфонический оркестр – оркестр большого потенциала, и то, что вы слышали вчера вечером, – далеко не потолок его возможностей: нужно лишь правильно с ним заниматься. Что сказать, из уст маэстро это звучит как большущщая похвала!
Валя! Дорогой Валя!!!!!!! Надеемся, что после потрясающей победы на всепланетарном конкурсе дирижёров имени Георга Шолти, ты будешь находить время, чтобы приезжать к нам!!! И чаще, чем раз в два года!!!! Мы тебя уже ждём!!!!!!!!!!!!!!!!
P.S.: Примечательно, что свои первые уроки дирижирования Валентин получил именно в Тольятти, на сессиях Молодёжного Симфонического Оркестра Поволжья, поэтому считает себя в каком-то смысле обязанным городу. Было интересно и приятно наблюдать за взлётом его карьеры, за ростом профессионализма. Больше участвовать в конкурсах он не планирует: видимо, когда одержал победу в таком значительном состязании, считается хорошим тоном в ближайшее время «дать себе отдохнуть», да и постоянные скачки по конкурсам иногда тормозят развитие. Также победы в крупных конкурсах обязывают выбирать определённую программу, потому что в серьёзных оркестрах сидят умные музыканты, и абы что играть не захотят.
Валентин дирижирует наизусть, и, кроме того, что знание партитуры впечатляет и восхищает, это весьма удобно для музыкантов: в любой момент времени ты можешь установить зрительный контакт с маэстро (конечно, при условии, что сам хорошо знаешь партию). Что же касается кларнета, его оставлять, к счастью, Валентин не собирается. Ещё бы! Таких мастеров по всему миру несколько человек! Какое невероятное звукоизвлечение! Звук, можно сказать, на пороге слышимости, возникает как будто «изниоткуда»! двойные ноты……
Начинающим музыкантам Валентин дал такой совет: нужно задать себе вопрос: можешь ли ты жить без музыки? И дать максимально честный ответ. Если не можешь, значит, нужно много заниматься. Когда придёт первый успех, заниматься станет нужно ещё больше. После ещё более крупных достижений заниматься придётся ещё больше! Это сродни служению. Поэтому Валентин желает молодым музыкантам трудолюбия и верности себе и выбранному делу!

P.P.S. Фото Валентина Урюпина можно посмотреть здесь и здесь
Tags: Валентин Урюпин, филармония Тольятти
Subscribe

Posts from This Journal “Валентин Урюпин” Tag

promo pro_derek april 30, 18:00 6
Buy for 20 tokens
В городе продолжается коммунальная сага о том, кто круче на рынке услуг ЖКХ. Вот очередные события. В самом крупном паблике "Тольятти — автомобильная столица" аноним разместил инфо о якобы смене УК на неизвестном доме. Решили перейти из Департамента ЖКХ в ООО "МЕТРОН". В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments