Федор Быстров (pro_derek) wrote,
Федор Быстров
pro_derek

Что думают журналисты о своей профессии и профессиональном сообществе


На фото: группа телекомпании ARD (Германия) и Ю.К.Целиков.
Сегодня, в День печати, фонд «Медиастандарт» опубликовал исследование «Представление российских  журналистов о профессии и профессиональном сообществе».
Социологическое исследование о профессии журналиста в России основано на массовом опросе людей, занимающихся журналистикой: не только тех, кто работает в средствах массовой информации, но и фрилансеров, блогеров.
Опрос проведен ЦИРКОНом во второй половине 2016 г. В результате отобраны анкеты 492 респондентов, представляющих разные группы журналистов (от главных редакторов до внештатных сотрудников и студентов факультетов журналистики), все федеральные округа, а также различные типы медиа (печатные и Интернет-медиа, радио и телевидение, смешанные; четверть респондентов работают в федеральных СМИ, 67% – в межрегиональных, региональных и местных). Вопросы в анкете позволяли выявить профессиональную идентичность, базовые ценности журналистов, их социальное, финансовое и профессиональное самочувствие, включая отношение к общественным и государственным институтам.
Из ответов респондентов следует, что главная характеристика человека, занимающегося журналистикой – это не формальный статус или образование, а знание и соблюдение этических норм, ценностей и правил поведения в сообществе (79% респондентов уверены, что нельзя назвать журналистом человека, пренебрегающего профессиональной этикой).  Знание этических норм – наиболее важная обязательная характеристика журналиста (так считает 71% респондентов), на втором месте – их соблюдение, наличие таланта и грамотное владение языком (66%). Наименее важные характеристики для идентификации журналиста – профильное образование (5%) и членство в профессиональных объединениях (3%).
Задачей журналистики респонденты считают информирование и просвещение, а не пропаганду, замечает директор фонда «Медиастандарт» Дмитрий Казьмин. В частности, наиболее важные роли журналиста – обобщение фактов и формирование картины дня (66%), комментирование и анализ событий (65%), а также содействие обмену мнениями в обществе (58%). Формирование у людей определенных взглядов назвали ролью журналистики 9% респондентов, побуждение к действиям для достижения общих (полезных для общества) целей – 23%.
Несмотря на пиетет к профессиональной этике и беспристрастной журналистике, две трети респондентов считают допустимым совмещать профессиональную журналистику с работой в PR, рекламе или на госслужбе.
Один из ключевых вопросов исследования – насколько свободны респонденты в своей работе и что ограничивает работу журналистов.  Оказалось, что ощущения от собственной работы и мнение о ситуации в сообществе у большинства респондентов расходится.
Так, 81% респондентов считают, что работа журналистов в России скорее несвободна и несамостоятельна (противоположного мнения придерживается 15%, затруднились ответить – 4%). Кроме того, 77% отмечают, что в современной России профессия журналиста дискредитирована и недооценена, а журналисты не пользуются доверием общества (противоположного мнения опять придерживаются 15%).
При этом как только журналисты говорят именно о собственной работе (а не в целом о профессии), оценки меняются на противоположные. Что в их работе много самостоятельности и свободы, уверенно отмечает 60% респондентов (противоположное мнение – у 10%, остальные поставили средние оценки). Престижной (могут гордиться) свою работу уверенно называет 64% журналистов, тогда как стыдно говорить о своей работе лишь 5%.
Главным «ограничителем свободы» журналистики респонденты называют «вышестоящую структуру, к которой принадлежит владелец СМИ»: 86% считают, что она влияет или очень сильно влияет на самостоятельность журналистов. Речь может идти как о крупном бизнесе, включая госкомпании, у которого в группе есть непрофильные СМИ, так и, например, о де-факто финансирующих работу медиа местных чиновниках, считает Казьмин. На втором месте – сам владелец (84%), затем «этический внутренний редактор» (66%). Самоцензуру считают важным ограничителем 59% респондентов, власти и регуляторов – 58%. Наименее влиятельны – давление аудитории (17%) и внутренние формальные и неформальные правила (47%).
При этом более 70% респондентов признают, что по-хорошему должны нести ответственность перед своей аудиторией, обществом и самим собой, на практике же ответственны перед владельцами СМИ (72%), властью (67%) и главным редактором (53%), говорит руководитель исследовательской группы ЦИРКОН Игорь Задорин.
Журналисты сдержанно оценивают свою способность влиять на власть и бизнес. Значительное влияние, по мнению респондентов, журналисты могут оказывать лишь на группы граждан (54%), некоммерческие организации (44%), общественные движения и политические партии (41%). На власть журналисты могут значительно влиять, только если это муниципальные чиновники (36% согласны, 33% – нет). Даже влияние на малый и средний бизнес ограничено (26% считают его значительным, 40% – нет). Наименее подвержены влиянию силовые структуры (68% респондентов считают, что СМИ на них почти не влияют), федеральные власти (65%) и крупный бизнес (56%).
В ходе опроса респонденты сообщили о своем отношении к государственным и общественным институтам: негативные оценки явно преобладают над позитивными. Наиболее высокий уровень одобрения среди респондентов зафиксирован при оценке деятельности президента РФ (40% против 46%).  Наиболее негативно (вариант «скорее не одобряю») оценивается работа политических партий (79%), за которыми следуют судебная система (69%), оппозиция и правительство РФ (66%). Если сравнить полученные данные с результатами всероссийского опроса населения, проведенного ВЦИОМ в августе 2016 г., можно заметить гораздо более высокий уровень критичности журналистов по сравнению с населением в целом. Практически везде уровень неодобрения среди журналистов почти в два раза выше.
С точки зрения материального положения самоощущение журналистов мало отличается от среднего россиянина (сравнение с данными массового опроса ЦИРКОН в октябре 2016 г.). Хорошим и очень хорошим его считают 18% журналистов (как и в целом россиян), средним – 54% (59%),  плохим и очень плохим – 27% (22%). Также сообщество не верит, что развитие технологий, роботов, самостоятельно создающих контент, приведет к тому, что их труд сегодняшних журналистов будет не нужен: таких 86%. Тем не менее 11% журналистов полагают, что в ближайшем будущем их профессия будет автоматизирована и труд «традиционных» журналистов станет не востребован.
Источник
Tags: СМИ, Юрий Целиков
Subscribe

Posts from This Journal “Юрий Целиков” Tag

  • Не ждали? А он уже здесь:)

    Юрий Кузьмич Целиков Кто с нехорошими мыслями к нам придет, тот от ... Ну вы сами все поняли:) Сегодня день Рождения у Юрия…

  • Как мы встречали чехов (фоторепортаж)

    На днях Виктория Лобода рассказала о двух жителях Чехии, которые отправились в кругосветное путешествие на ВАЗ 2101. Вика предложила встретить…

  • Полякову - 102 года!

    Виктор Николаевич Поляков стоял у руля АВТОВАЗа девять лет, с 1966 по 1975. Одиннадцать лет после вазовского периода работал министром…

promo pro_derek april 30, 18:00 6
Buy for 20 tokens
В городе продолжается коммунальная сага о том, кто круче на рынке услуг ЖКХ. Вот очередные события. В самом крупном паблике "Тольятти — автомобильная столица" аноним разместил инфо о якобы смене УК на неизвестном доме. Решили перейти из Департамента ЖКХ в ООО "МЕТРОН". В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments