Федор Быстров (pro_derek) wrote,
Федор Быстров
pro_derek

Categories:

Рассказы гида: "Золотой брус"

Фрагмент панно
Мы договорились встретиться у "Волгаря", где гид обещал показать образец истинного монументального мозаичного искусства советских времен. Я честно говоря, после рассказа о "Беге" начинал сомневаться в памяти нашего уважаемого гида. Погода и забор у тыльной стороны дворца спорта укрепляли мои сомнения: "Ну какой здесь памятник, какой образец монументального искусства?", - недоумевал я, наблюдая за голубями, кружившими над двумя будками, установленными у забора. Позже мои сомнения улетучились словно утренний сон молодого солдата на подъеме.
***
- Готовы, друзья мои? - радостно вопрошал гид. Его настрой поднимал наше настроение, тем более Сергей уже успел "нагрузить" нас и событиями в "Колесе" и возможной отставкой заместителей мэра города.
- Да, Сергей! Если хочешь о политике, давай поговорим после осмотра "золотого бруса", - гид вовремя предостерег нашего политобозревателя от ненужных разговоров. Замечание было сказано вовремя, Сергей уже был готов рассказать о спорах в бригаде и выводах рабочих о городской политике в ноябре.
***
Мы прошли мимо двух зеленых голубятен, где хозяйством занимались двое пожилых мужчин. Нас, проходящих мимо мужчины восприняли так, словно мы старые знакомые: улыбнулись, поздоровались и продолжили дальше свое голубиное дело. Мы же в полной тишине и без вопросов шли к дыре в заборе, вернее сетке рабице, которая в углу зияла вполне проходной дырой. "Никогда бы не подумал, что за забором есть что-то примечательное", - подумал я оценивая пейзаж. Глаз ловил горы песка, бурьян и какую-то непонятную трех этажную конструкцию. Минуя забор и взяв чуть левее перед нами вырос странный яркий сверху и скрытый книзу травой и кустарником параллелепипед из бетона. За бурьяном не было видно что нанесено по сторонам бетонных плит уложенных вертикально на шести бетонных блоках. Мы подошли ближе.
- Вот, вот он "золотой брус", - гид похлопывал по боковой поверхности на которой было нанесено мозаичное полотно с изображением группы солдат Советской Армии (см фото выше), принимающих присягу у флага СССР. - "Золотой", потому что - это дорогая и миниатюрная работа!
Без этого бурьяна и песка панно выгядело по другому:
panno_kr_mus
Фото предоставлено Краеведческим музеем г. Тольятти
Вторым автором этого памятника считается архитектор Борис Рубаненко, который также был архитектором Автозаводского района и автором проекта строительства Набережных Челнов. Борис Рафаилович для своего времени был пионером в архитектуре, это признают и гости двух  Автоградов и именитые сегодня дизайнеры.

Мы передвигались за гидом вдоль мозаичной композиции по доступной стороне, ближе к ул. Юбилейной. Он же увлекая нас за собой продолжал рассказ.
- В реестре памятников мэрии Тольятти, панно внесено под названием "Радость труда", однако этот монумент везде фигурирует как стела-панно в честь "50-летия СССР". А настоящее название, или чему именно посвящена стела сейчас вы узнаете. И еще вы узнаете о приближающемся юбилее одного из названий АВТОВАЗа. Вы сами все поймете, когда прочитаете надпись на фронтоне. 
В продолжении о создателях обязательно надо упомянуть рабочих и художников, которые в течении двух лет трудились над этим замечательным памятником. Они только не жили в вагончике, который стоял здесь рядом во время стройки. Это:
- руководитель бригады художников Валентин Леонидович Бачурин;
- художник Лилия Арсентьевна Розова;
- художник Виктор Борисович Будников;
- художник Сергей Васильевич Гришин; 
- художник Николай Михайлович Простосердов.
Имен рабочих и трактористов я не знаю.
На этих словах мы подошли к ближайшему к "Волгарю" фронтону и прочитали надпись в ореоле голубой ленты: «В декабре 1972 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Волжскому автозаводу присвоено имя 50-летия СССР». В том году и появилась идея как то увековечить это событие. 
Фрагмент панно
- Вот теперь вы знаете, что стела была посвящена новому названию АВТОВАЗа, а в декабре этого года решению Президиума Верховного Совета РСФСР исполняется 40 лет.
Площадь мозаики этого грандиозного памятника составляет 530 кв. метров. Мозаику везли в Тольятти со всей страны - из Ростова, Лисичанска, Костино, в этих городах работали стекольные заводы по выплавке смальты (непрозрачное стекло).
По замыслу авторов - это панно должно было стать жемчужиной Автозаводского района. Смальта отображает солнечные лучи, причем играет цветами, в зависимости от угла падения солнечных лучей. На панно вы уже увидели красноармейцев, есть бойцы красногвардейцы, комсомольцы - строители ДнепроГЭСа и Магнитки, а завершающим панно была тема ВАЗа. Авторы хотели подчеркнуть преемственность поколений от революционных лет, до времен создания автозавода. И авторам удалось воплотить свою идею в жизнь, вот только одного не делали по проекту. Мозаика не была нанесена на верху сооружения, планировалось что верх тоже должен играть, если смотреть из строящейся гостиницы (сейчас «Вега») или с высоты птичьего полета, скажем из самолета.
panno1
Вокруг этого панно в дни создания, работали трактора, по проекту, монумент окружали цветочные клумбы, гранитные плиты, асфальтовые дорожки. Что мы имеем сегодня, вы видите сами.
Действительно, такой памятник за забором, в окружении гор песка, непроходимого бурьяна - это разрыв нашей истории, неуважение к пусть советскому, но прошлому. 
Памятник уцелел, когда развалился СССР, но не смог выдержать напора 2000-х. Когда Василий Воронской собрался строить здесь выставочный комплекс, памятник хотели снести, но тогда его смогли отстоять и по проекту он располагался в центре выставки.
Панно
В начале века, специалисты по мозаике оценили возможность реставрации панно. Это было возможно, но все уперлось в деньги. Тогда можно было восстановить рисунки, если бы город нашел 2 млн рублей. И местные мастера согласились на эту работу. Но денег не нашли и вряд ли искали, если честно.
В мае 2010 года на Культурном совете в департаменте культуры мэрии Тольятти было принято решение по консервации панно и сохранению памятника. Прошло два года, а здесь даже охраны никакой и как следствие обратите внимание смальту срезают в промышленных масштабах, это видно на другой стороне. Сергей уже забрался на песчаный холм и фотографировал доступные участки панно. Во многих местах смальта была отковырена, памятник зиял этими дырами, словно по нему стреляли из артиллерийских орудий.
panno2
***
- Так что происходит в городе, Сергей? - гид хитро щурясь спрашивал нашего политобозревателя когда мы подошли к дворцу спорта, после необычной экскурсии.
- Мне не хочется говорить после увиденного.
- И не надо, Сергей, все и так понятно, - гид прощался до следующей экскурсии. Мы расселись по машинам и без разговоров уезжали от советской жемчужины Нового города. И никаких сомнений в памяти нашего гида у меня не осталось.

PS. Остальные фото я размещу без аннотаций к ним.
01. Фрагменты панно "50-летию СССР"
panno3
02.
panno4
03. 
panno5
04.
panno6
05. 
panno7
06.panno9
07. 
panno10
08.
panno11
09.
panno12

10. panno13
11.
panno14

Tags: canon 1100d, АВТОВАЗ, памятники Тольятти, рассказы гида
Subscribe
promo pro_derek апрель 30, 2018 18:00 6
Buy for 20 tokens
В городе продолжается коммунальная сага о том, кто круче на рынке услуг ЖКХ. Вот очередные события. В самом крупном паблике "Тольятти — автомобильная столица" аноним разместил инфо о якобы смене УК на неизвестном доме. Решили перейти из Департамента ЖКХ в ООО "МЕТРОН". В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments