Федор Быстров (pro_derek) wrote,
Федор Быстров
pro_derek

28 лет на АВТОВАЗе



Видели Вы, как создавался первый автомобиль на АвтоВАЗе? А может сами его собирали? Но герой моего интервью, Трофимов Анатолий Иванович, мой любимый дедушка, ветеран завода (и не только) участвовал при сборке ВАЗ-2101 и поделился со мной своими воспоминаниями. Дедушка, между прочим, несмотря на свои преклонные года, прекрасно помнит все даты и происходящие события, фамилии и имена коллег! Вы готовы узнать его историю?
«В то время мне было 29 лет. Я работал электросварщиком на аппаратах на автоматических линиях. Цех СКП 42-1.
Сложностей было немало. Государство сумело построить Волжский автомобильный завод и выйти на проектную мощность по выпуску автомобилей всего за пять лет. Вначале выпуска автомобилей детали поступали из-за рубежа. Помню, как детали кузова «копейки», в частности пола,  мы получали упакованные и обильно смазанные техническими маслами в контейнерах. Приходилось ставить две емкости с соляркой и все смывать.
Затем загружали детали в автоматическую линию. В нашем цехе устанавливали центральный пол на линию, и там происходила сварка. Также закладывались и приваривались детали в места крепления сидений на пол кузова. Позже поступали и приваривались передний пол под моторный отсек и другие его детали с цеха 42-2. Здесь стыковался центральный пол с задними и передними частями. После этого в цехе 42-3 варили крылья, крышу кузова. Шлифовали двери и отправляли собранный и сваренный кузов на покраску. Дальше — главный конвейер.
19 апреля 1970 года был выпущен первый автомобиль ВАЗ-2101. Всем известная «Копейка». Это событие приурочили к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина- основателя советского государства. За ночь до схода с главного конвейера первого автомобиля мы трудились до четырех утра. Со мной бок о бок работал герой социалистического труда В.М. Малыхин из 48 цеха. Сварили больше 400 кузовных деталей. Перед выпуском совершалась пуско-наладка – предварительный прогон сборки автомобиля и проверки оборудования. Также в честь дня рождения у нас был Ленинский субботник: сварили 15 кузовов. К нам даже заходил поблагодарить и пожелать удачи генеральный директор В.Н. Поляков!
Конечно, такое событие для всех было ново, интересно! Некоторые приходили на завод — молотка в руках ни разу не держали. А тут такое! Всех надо было учить. Люди проходили специальные курсы, получали «корочки» на различные рабочие специальности. Я же пришел уже готовым специалистом. Когда устраивался на работу, мне даже сказали, что я единственный с таким документом.
Поначалу, забора вокруг завода не было. Его постепенно строили по южной стороне. Помню, как-то мне нужно было съездить на улицу Белорусскую, где располагалась дирекция АвтоВАЗа. Выхожу через проходную завода, смотрю: на газоне что-то блестит. Это был бумажный пакет из-под цемента, а в нем — детали, фурнитура (ручки, части для пепельницы). Я отнес их на вахту, но у меня не спросили: кто я, что я? А позже состоялся партийно-хозяйственный актив, на котором всегда обсуждались новости, решались проблемы. В.Н. Поляков выступил тогда. «Уже воровство на заводе! Государство валюту расходует, а уже тащат!» — объявил он.
Жизнь шла. Завод работал. Кроме всего прочего, к нам прямо на конвейер не раз приезжали актеры и спортсмены на творческие встречи, выступления. Как-то раз навестил нас певец М.М.Магомаев. В обед было решено устроить концерт на главном конвейере: поставили сцену между 1 и 2 линией. Все пообедали и побежали скорее на выступление. Возбужденный народ кидался смотреть со всех сторон, лез на сам конвейер, к крыше и оборвал провода. Сорванный концерт продолжился в конце рабочего дня. Помню, Лайма Вайкуле увезла от нас 8 автомобилей. Приезжали И.Д.Кобзон, и Т.И. Пельтцер, Н.П. Караченцов, поэт Роберт Рождественский, А.Б.Пугачева, знаменитый спортивный комментатор Николай Озеров, знаменитые футболисты. Многих катал наш мастер  на первых «восьмерках» по просьбе начальства завода. В те времена Тольятти привлекал известных людей!
К сожалению, из-за тяжелого физического труда многие, кто со мной работал в бригаде, не выдерживали, была «текучка», поэтому постоянного коллектива не было. Люди уходили, сменялись. Годы прошли. И на встрече в 2016 году при вручении медали имени Полякова я уже не увидел знакомых по цеху. Оказалось, пришел один.
Я много кем работал в молодости! Участвовал в возведении моста через Енисей в районе города Дивногорска в 1959 году. Зимой 1959 года принимал участие в строительстве первой стадии строительства Красноярской ГЭС.  Помню фотографии оттуда с красными, замершими щеками! (Улыбается.) Был и помощником каменщика на стройке. Работал снабженцем на горно-обогатительной фабрике в городе Джезказгане. Но на АвтоВАЗе проработал целых 28 лет!
Не скажу, что в детстве я задумывался: кем же я хочу быть? В наши времена это не было принято. Дети вкалывали, трудились наравне со взрослыми в колхозе. Просто так сложилась судьба…»
Источник

Tags: АВТОВАЗ, истории нашего городка
Subscribe

Posts from This Journal “АВТОВАЗ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments